При нынешнем автомобильном буме случаи "подростковых" ДТП встречаются
все чаще. Такое ДТП гораздо страшнее обычного, потому что авария,
спровоцированная ребенком, обычно совершенно непредсказуема и
сопровождается тяжкими телесными повреждениями. Последний случай
произошел недавно в Москве, когда 14-летний подросток сбил 10-летнего
школьника, будучи за рулем "Мерседеса". Для розыска машины был введен в
действие план "Перехват" и спустя час в соседнем дворе нашли иномарку,
а нарушитель был задержан.
Конечно, понять желание подростков
сесть за руль можно: автомобиль всегда был показателем статуса и
самодостаточности, "шикануть" перед друзьями втайне желает каждый.
Некоторые родители сами разрешают свои чадам сесть за руль. Но если в
провинции подростки ограничиваются вождением по загородным дорогам
дачных массивов, в столице, к сожалению, совсем не редкость встретить
детей за рулем на дорогах общего пользования с интенсивным движением.
Однако, как показывает статистика, чаще всего малолетние водители берут
автомобили у родителей без разрешения. Залезают в машину и решают
прокатиться "до бабушки" - в итоге аварии и фатальный исход.
Давно
уже продолжаются споры о том, с какого возраста следует выдавать
водительские права. В последнее время, в связи с увеличением количества
аварий с участием водителей- подростов, многие государства начали бить
тревогу. В США не раз поднимался вопрос увеличить порог получения прав
до 21 года. По данным опроса компании Autonational Rescue, проведенного
в 65 городах Великобритании, в котором приняли участие 1000 человек,
тинэйджеры за рулем вызывают недовольство 32% водителей, что также
стало поводом для обсуждения проблемы. В настоящее время ведущие
государства изыскивают меры, чтобы сократить число аварий с участием
малолетних водителей. Исследование, проведенное Национальной
Администрацией безопасности дорожного движения США, показало, что в
местах, где ввели более строгие законы для малолетних водителей (к
примеру, запрет на управление автомобилем в одиночку), число
смертельных аварий снизилось на 21%. Менее строгие законы (запрет на
езду в ночное время) уменьшили число аварий со смертельным исходом
среди 16-летних водителей на 11%.
В России же - все наоборот.
Периодически поднимается вопрос о том, чтобы снизить порог получения
водительских прав. Например, в 2005 году МВД РФ рассматривал
возможность снижения минимального возраста для получения водительских
прав с 18 до 16 лет. Сторонники предложения понизить порог вождения в
качестве аргументов выдвигают то, что современные дети гораздо
"технологичнее" своих советских сверстников. И этим акселератам, лучше
некоторых взрослых справляющимся с компьютером и цифровой техникой,
вполне можно доверить такую механическую штуку, как машина. Однако
инициатива не была поддержана психологами и медиками.
На самом
деле, не нужно думать, что водительские права у ребенка – это такая уж
невозможная идея. В Америке сегодня уже никого не удивишь тем, что
16-ти летние подростки свободно водят машину. В России это тоже было в
свое время. Например, в советские времена, когда движение было гораздо
скромнее и машин было в тысячи раз меньше, дети могли управлять
автомобилем: 16-летние юноши могли получить так называемые юношеские
водительские удостоверения, по которым и могли водить машину. Правда,
для них действовали определенные ограничения. Например, подростки могли
управлять машиной только в присутствии водителя со стажем от 3 лет. К
тому же, ездить с такими правами можно было лишь по дорогам
нефедерального назначения. Однако, в конце концов власти приняли
решение отказать молодежи в таких удостоверениях, поэтому сейчас сесть
за руль можно только с наступлением совершеннолетия, то есть с 18 лет.
И
все же, большинство россиян сегодня против того, чтобы официально
разрешить подросткам водить машину. Противники считают, что молодежи
незнакомо понятие социальной ответственности. Хотя, если подумать, уже
с 14 лет дети в нашем государстве имеют законное право жениться и
выходить замуж и, соответственно, получают паспорта, тем самым
государство признает за ними социальную ответственность. Уголовная
ответственность также наступает с 14 лет. К тому же, на дорогах сейчас
и так много детей.
По мнению депутата Госдумы и председателя
"Движения автомобилистов России" Виктора Похмелкина, допустить
понижения порога получения водительских прав ни в коем случае нельзя. "
Ситуация безобразная. Я бы вообще многих поудалял с дороги, - заявил
депутат. – У нас и так много невзрослых водителей. Человек должен
сначала достичь определенной социальной зрелости, и лишь потом он
должен садиться за руль".
Елена Костякова
|